среда, 11 марта 2009 г.

Образ Божией Матери «Рудненская»


Видеофильм о Рудненском образе Божией Матери
1-ая часть

2-ая часть
3-ья часть
В глубоком овраге в Крылатском, со времен Золотой Орды прозванным Татарским, на пересечении трех холмов, есть родник. Письменное известие о нем лишь на несколько лет «моложе» известия о самом селе «Крылатьское», которое сын св. великого князя Димитрия Донского, Василий Дмитриевич, подарил своей княгине (1417 г.). Но даже при освящении крылецкого[1] храма Рождества Пресвятой Богородицы, происшедшем в 1554 г., родник, находившийся недалеко от храма ничем не отличался от близлежащих ключей, которые также давали вкусную и мягкую воду. Но вот в начале 19 века произошло необычайное событие, которое дало впоследствии новое название роднику – «Святой колодец».
Местное предание гласит: шли как-то крылатские крестьяне на сенокос и у ключа в траве наткнулись на иконку. Это был образ Божией Матери Рудненской. Чудным образом эта икона явилась в первый раз в 1687 г. в местечке Рудне, но недолго она находилась в Могилевской епархии. Тамошний священник Василий перенес чтимый образ в Киев, где святая икона была поставлена в церкви Печерского женского монастыря. В 1712 г. по соединении монастыря с Флоровским монастырем, что на Подоле, икону перенесли в него. Подобное изображение встречено в Роменской сотне, в селе Бубнах Лубенского полка. Самым известным списком в Москве считается тот, который находится в Крылатском районе. Видимо, по грехам нашим, не удалось сохранить тот чудотворный образ, найденный сельчанами у источника, но Царица Небесная не оставила почитающих Сына Ее. Божия благодать стала обильно проявляться через списки Рудненской Божией Матери, так что до сих пор не исчислить ту помощь, которую Она оказывает нам, являясь предстательницей пред Господом. Описывая покровительство Божией Матери, невозможно не упомянуть все то, что помогало людям, жившим в Крылатском сохранить истинную, чистую веру в Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Известно, что еще до 1917 г. жители Крылатского заказывали «вскладчину» в день праздника иконы 12 октября (25 октября по новому стилю) и объезжали со святыней по многим церквям Москвы. Революция принесла с собой гонения на церковь, которые подрывали в сознании многих людей веру в Бога. В это смутное и тревожное время истинный пастырь Церкви Христовой, новоизбранный патриарх Тихон, посещает Крылатские холмы. Здесь, у «Святого колодца», над которым уже построили часовню, где хранился чудотворный образ, святитель провел молебен. Можно представить с какой верой и болью за Святую Русь были произнесены слова молитв, оставшихся навсегда в памяти сельчан. Несмотря на всю антирелигиозную пропаганду крылатчане продолжали заказывать всенощное бдение и литургию в день празднования святой иконы, устраивать длительные крестные ходы. В 1936 г. церковь закрыли, а во утверждение безбожия прямо перед храмом, на площади было устроено показательное «бесовское игрище» - сожжение икон. Женщина, взявшая в свои нечистые руки Рудненскую икону Божией Матери, с воинственной улыбкой на лице бросила ее в огонь. Однако дореволюционный список Рудненской иконы успела спрятать жительница Крылатского Параскева Ивановна Мухина, который она впоследствии передала на хранение своей дочери Варваре. Но сколь великое потрясение, оправдавшее веру в Бога, испытали люди, услышав во время войны грозное известие: прорвавшийся через линию обороны немецкий самолет скинул единственную бомбу, которая попала в один из крылатских домов. Бомба не разорвалась, благодаря чему не пострадали и окрестные дома, но стена дома, в который она попала, рухнула. Нетрудно догадаться, кто спал со своим ребенком на кровати за этой стеной. Та самая женщина, которая теперь сменила воинственную ухмылку на мертвый зов: «Господи, спаси!» Но, как и Иуде, отдавшего первосвященникам 30 сребреников, кощунственные руки нечестивой женщины, возжелавшей сломить веру в Бога и предавшей огню святую икону, стали ей неумолимым свидетелем в том, ином, загробном мире. Между тем, данный случай стал назидательным даже для тех, кто сомневался в вере.
Несмотря на то, что храм был закрыт, жители Крылатского чтили все праздники и причащались от некоторого иеромонаха, окормлявшего свой небольшой приход, рассеянный по домам. Прошли десятки лет. Список Рудненской иконы перешел уже крестнице упомянутой Варвары – Лидии Ильиничне Груздевой, которая в 1990 г. [2] передала чтимую икону в полуразрушенный храм[3]. В тяжелой выгнутой старой раме, икона лежала перед иконостасом на аналое, а резная светящаяся риза как бы подчеркивала всем смотрящим на Божию Матерь с Богомладенцем: «Се Царица Небесная, в ней же нам заступление». На головах божественных Матери и Младенца полусферами сияли венцы.
Храм восстанавливали долго, «всем миром», но средств и людей было не так много, как для этого было необходимо. Отрадно было то, что приходящие на помощь в восстановлении храма сначала подходили к образу Рудненской Божией Матери, а потом уже принимались за работу. Особенно усердным в этом деле был замечен отрок Алексий, пришедший в храм раньше, чем его семья. Он рос в многодетной семье, без отца и был помощником не только дома, но и в храме. Очень скоро он стал алтарником, как и все, читал часы, спускался по высокому холму за святой водой, чтобы принести ее в храм. Но о том, что этот мальчик станет избранным Царицей Небесной сосудом благодати Божией, можно было догадаться только после нескольких событий.
Алеша любил молиться, часто приходил в храм, но его отличало непрестанное желание служить Богу. Он старался быть всегда рядом с батюшками, подпевать на молебнах хору, заботиться о чистоте храма. Душа его действительно пела свою песню Богу. Однажды, возвращаясь домой, он с другом встретился с нечестивцами. С угрозами им предложили снять с себя нательные крестики. Силы явно были неравными, но не испугался лишь один Алеша. Избитый, но сохранивший веру, он пришел домой с радостной вестью, как воин Христов. Прошло еще немного времени, и Сама Пречистая возжелала показать людям Крылатского, что не нужно сидеть по домам в ожидании счастья, а искать его надо не в материальном мире, а в духовном, имеющим другие нравственные ценности. При совершении молебна на источнике у настоятеля храма о.Николая замироточил прямо в руках кровавыми каплями крест. А на Пасху сатанисты убили Алешу, изрезав его тело и бросив на тех самых холмах, прозванных с давних времен «крыльями», простиравшимися от крылатского села. Теперь нет села, есть лишь память о нем и о той вере, которую хранили и хранят московские жители. Многие и сейчас верят в то, что душа Алеши как Ангел взлетела на небо, и вознеслась к Той Пречистой Деве, Которую он почитал «измлада», Которая взяла его под Свой покров и привела к Царю как мученика Христова.
Прошло несколько лет, за которые действительно очень много людей стало ходить в храм, который, особенно на праздники, перестал вмещать всех людей. В день чтимой иконы многие жители Москвы считают своим долгом прийти или приехать на целебный источник, быстро приобревший славу множеством чудес, происходившим от Рудненской Божией Матери, некогда освятившей своим явлением воды «Святого колодца».
Не исчесть всех исцелений, но приведем одно свидетельство иерея Михаила Колюпанова об исцелении хромого. Однажды в храм зашел человек с костылем, подошел к чудотворному образу, помолился, и вдруг почувствовал необыкновенную крепость в ногах. С радостью он бросил свой костыль и пошел домой без него, восхваляя Бога и Заступницу усердную.
Нынешний настоятель о.Георгий приложил многие усилия в восстановлении храма. В 1996 г. на радость всем с верою притекающим к чтимой иконе был освящен престол во славу Божией Матери Рудненской, а еще через несколько лет расширен и сам храм.

[1] Село стало называться некоторое время крылецким, поскольку оно являлось как бы крыльцом Москвы. Царь Иоанн Грозный, возвращаясь из Волоколамска или Можайска, всегда останавливался в нем. По «Переписной книге» 1646 г. село снова упоминается как Крылатское. Видимо, это переименование произошло немного раньше, на рубеже 16-17 вв, когда село перешло во владение Романовых. С 1613 г. село числилось во владении инокини Марфы Ивановны, которая была матерью Михаила Феодоровича, первого царя из династии Романовых.
[2] Храм Рождества Пресвятой Богородицы открыт в 1989 г.
[3] В целях защиты Москвы от вражеских нападений в годы Великой Отечественной войны в маскировочных целях была взорвана колокольня храма, впоследствии храм использовался как склад.

Сценарий и видеофильм Николаевой И.В.






Комментариев нет:

Отправить комментарий