вторник, 16 марта 2010 г.

Спасо-Елеазаровская Икона Спаса Всемилостивого

Согласно летописи, Спаситель на иконе изображен благословляющим, в митре и архиерейском саккосе, в левой руке у Него - Евангелие. Изображение поясное. Письмо - византийское. Образ был украшен серебряно-позолоченной ризой и вставлен в такую же рамку с мелким жемчугом и самоцветами.

По иконографии похожий образ имеет икона Спас Великий Архиерей.

До наших дней сохранилась лишь такая Спасо-Елеазаровская Икона Спаса Всемилостивого:


Монастырская летопись Спасо-Елеазаровой обители, составленная архим. Платоном, оставила следующее сказание: «Спасо-Елеазаровская икона Христа Спасителя міра именовалась раньше Великопустынской, по мѣсту своего явленія. Она явилась въ глуши великопустынскаго лѣса, въ 66 верстахъ отъ города Пскова, въ томъ мѣстѣ, гдѣ нынѣ существуегь Великопустынскій приходъ съ церковію прежде бывшаго тамъ мужскаго монастыря во имя Преображенія Господпя, въ которой, вскорѣ со дня своего прославлепія, икона и обрѣталась болѣе 400 лѣтъ. Егда же въ 1774 г. Великопустынскій мужской монастырь, на томъ мѣстѣ воздвигнутый въ память чудеснаго явленія сей иконы, былъ упраздненъ и сама чудотворная икона была перенесена въ Спасо-Елеазаровскую обитель, то и прежнее наименованіе ея замѣнилось новымъ. Икона съ этого времени среди православныхъ стала извѣстна подъ именемъ «Спасо-Елеазаровской чудотворной иконы Спасителя».

О явлении этой чудотворной иконы сказано следующее:

«Въ 1352 году въ Псковѣ появилась, «черная болѣзнь» незадолго предъ тѣмъ похитившая въ вѣчность милліоны людей. За несколько месяцев осталось около трети всех жителей города. Псковитяне, считая случившееся наканием Божиим, наложили на себя пост, услили молитвы Живоначальной Троице, блгв. кн.Ольге, кн. Гавриилу и Довмату Псковским, однако черная болезнь не прекращалась. Тогда псковитяне обратились за молитвенной помощью к ахиеп. Василию в Новгород, просив прибыть к ним в город». Прибыв в Псков, архиеп. Василий отслужил в соборе Пресвятой Троицы и еще в трех других церквях службы, а потом с крестным ходом обошел кругом Пскова. Моровая язва хоть и не прекратилась, но уже не была так страшна, как раньше.

Через 3 месяца в ноябре 1352 г. один благочестивый муж, будучи на ловле зверей в Великопустынском лесу, увидел необычайный свет. Долго он не решался подойти и узнать, что так сияет, но поборов страх, все же подошел. На одном из деревьев висела икона Светодавца Христа, испускавшая из себя лучи, подобные солнечным. Пав на колени, он поклонился Спасителю, помолившись о горе, постигшем город. Возвратившись домой, он возвсетил всем о чуде. Все люди потянулись к месту явления иконы, и черная болезнь отступила, прекратившись практически в одно время во всем городе. Страдавшие от духов нечистых и других болезней также получили исцеление. В память избавления от страшной болезни псковичи построили церковь в честь Преображения Господня и тем положили начало Великопустынской обители. В этой церкви под местным образом Христа Спасителя хранился остаток дерева, на котором явилась св. икона.

В 1386 г. многие псковичи увлеклись стригольнической ересью, за что последовало наказание Божие - война с новгородцами, повсеместные гибельные пожары. Снова псковичи объявив пост, прибегли к иконе Спасителя. Получив в пустыни прощение грехов и причастившись Святых Таин, они возвращались в дома со смирением, оказывали обильные милости, помогали страждущим, заказывали всенощные бдения и акафисты Сладчайшему Иисусу. Вскоре прекратились междоусобные брани, прекратились пожары. В память этого чуда псковичи положили ежегодно поднимать св. икону Христа Спасителя в церковь каждого погоста для молитв, прошений и благодарений, а потом обносить ее крестным ходом вокруг соих домов.

Однако в последующем народ снова впал в ересь. В 1426 г. Псков со всей его областью был предан Богом огню и небывалой по заразительности моровой язве. Всюду горели села и деревни, бушевала болезнь. Редкая семья оставалась без мора, целыми толпами люди бродили по миру, разыскивая себе приют, но многие умирали под открытым небом. Наконец, страх смрети вразумил их, вспоминили они и прошлые беды, несчастья, впомнили плоды веры и покаяния своих отцов. Все люди потекли в Великую пустынь к Спасу, надеясь на заступничество святых угодников. В таинстве покаяния они дали клятву отступить от еретичесвта и строго держаться православия. Молитвы веры и слез, искреннее покаяние и теперь не остались бесплодны. Скоро прекратились пожары и мор. В память об этом чуде псковичи полжили обещание ежегодно приносить чудотворную икону Христа Спасителя в свои храмы для священнослужения и крестного хода, а в свои дома - для молитвы и требоисправления. Но снова через несколько лет они нарушили свою клятву, поддавшись лести немцев-католиков, засомневались в вере и стали думать о переходе в католицизм. Часть псковичей крепко держалась суеверий и языческих обычаев. Не внимая пастырям, поддавались беззакониям.

В 1506 г. был 11-ый год войны со шведами, врагами православия, когда народ, наконец, изнуренный борьбой, воззвал к Богу, увидев свои преступления. Посетив пустынь, отказавшись от новшеств и расколов, пообещав повиноваться Матери Церкви, люди дали обет к исправлению. В это же лето прекратилась война и пожары, а земля тех погостов, из которых люди ходили в пустынь, дала обильный урожай. С того года возобновились крестные ходы с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса.

В одно из частых нападений литовцев на псковскую страну, несколько больших отрядов ворвались в пустынь, расхитив все церковное и монастырское имущество, а затем хотели сжечь обитель. Но собираясь сделать это, на них вдруг напал страх, необыкновенный ужас, так что ничего не тронув, они обратились в бегство. Лишь отошед на 12 верст от монастыря пришли в себя, но в отмщение сожгли в погосте Рожницы церковь св. Архистратига Михаила.

Много еще чудес было связано с чудотворным образом. В отведенном для Великопустынской обители в Пскове Спасском подворье поставили образ Всемилостивого Спаса. Однажды по нерадению свечник с пономарем забыли погасить в храме свечу. Храм сгорел, но иконы в этот момент там не было, поскольку некоторые граждане из Запсковья упросили принести ее в свои дома. В это время икона находилась близ церкви Варлаама Хутынского, в доме одного больного. После пожара она была поставлена в этом храме до возвращения крестного хода в обитель.

В 1744 г. св. икона после 350-летнего пребывания в Великой пустыни была перенесена в Спасо-Елеазаровскую пустынь. В этот же день в обители чествовалась память сретения чудотворной иконы Цареградской Божией Матери, первой святыни обители, присланной прп. Евфросину Цареградским патриархом Геннадием в 1458 г.

Литература

Чудотворная икона Христа Спасителя Спаса Всемилостивого, находящаяся в Спасо-Елеазаровом Великопустынском монастыре Псковской епархии. - Издание 2-ое, исправленное, Цензор иеромонах Мефодий - Сп-б, Типография Е.А.Поздняковой, 1896.

Комментариев нет:

Отправить комментарий