пятница, 11 февраля 2011 г.

Преподобный Евфимий, праведные Антоний и Феликс Николо-Корельские

 Преподобный Евфимий и праведные Антоний и Феликс Корельские, вошли в сонм святых угодников Божиих Архангельской земли.  Особо их почитают в городе Северодвинске, основанном в 30-е годы XX столетия возле полуразрушенного Николо-Корельского монастыря недалеко от Архангельска.

Согласно старинному преданию, приведенному в «Архан­гельском Патерике» священномучеником Никодимом (Кононо­вым), преподобный Евфимий поселился «на карельском (Летнем) берегу, недалеко от Белого моря, в 1410 г».  По другим источникам он пришел в эти земли на пол века раньше, начиная свое пустынное житие один. Вскоре стала собираться братия, желавшая подражать великому подвижнику, так что обитель начала создаваться как раз около 1410 г. 
 
В этих местностях царило самое грубое невежество и суеверие. Как гласит старинная соловецкая повесть, жители Карельского края вели дикий образ жизни: «В древности сии племена были как дикие звери, живущие в пустынях непро­ходимых. Они вовсе не хотели ни знать, не разуметь Единого Истинного Бога и от Него посланного Иисуса Христа, но если кто насыщал их чрево, того они поставляли себе богом; если камнем зверя убьют, камень почитают; если палицею поразят ловимое, палицу бо­готворят». Среди этих языческих истуканов преп. Евфимий воздвиг Крест, стараясь всеми силами отвратить "дикий Карельский край и ко-рельских детей" от их ложной языческой веры. "Ко-рельскими детьми" в то время назывались пять видов финского племени (курольцы, ровкульцы, вымольцы, тив-рульцы и валдолеи или валдолейский род), живших между русскими колониями. Именно поэтому Николь­ский монастырь, основанный на землях, где жили корелы, чаще всего называли Николо-Корельским. Он состоял из нескольких келий для братии и деревянного Никольского храма. Жители находились в крайне бедственном состоянии, поэтому строительство монастыря шло очень медленно. Тем не менее, Евфимий ревностно просвещал заблудших словом и примером своей жизни.

Поселения русских были богаче, но малолюдны, разбросаны на далеком расстоянии друг от друга и разделены непроходимыми лесами. В одном из таких поселений располагалось владение новгородских посадников. Дело в том, что северо-поморский край принадлежал к числу новгородских владений, но отважиться жить здесь могли лишь самые смельчаки и большие труженники, которые вели промышленные и другие дела своих хозяев. По одной из версий,  в Новгороде жила Марфа посадница, у которой было два сына: Антоний и Феликс. Имея добрый нрав, они всегда помогали своим родителям в ведении хозяйства, любили дела благотворительности. Феликс, несмотря на свои юные года, даже распорядился своим наследством в пользу монастыря. Он передал Михаило-Архангельскому монастырю, что в устье Северной Двины, земли с тонями на  берегу Белого моря. 
 
Еще одной благотворительницей этих мест была другая Марфа,  боярыня  Борецкая, которая также имела сыновей и обширные владения семьи Борецких рядом с Никольской обителью. Как и первая Марфа, она отправляла их в Северную Двину, намереваясь обустроиться в Подвинье. Боярыня также оказывала помощь в обустройстве Никольского монастыря, но во второй половине 15 века. По другой версии, святые братья были сыновьями именно Марфы Борецкой, но дата их кончины, написанная на гробнице, ставится 1471 годом. Это можно объяснить тем, что начертанный на гробнице 1471 год обозначал не время их погребения, а время  возобновления монастыря, когда Марфа оказала значительную помощь в его устройстве.  Тем не менее,  семьи двух  Марф-благотворительниц часто путали между собой, в результате чего легенда сохранила единый образ семьи Борецких. Причем сама Марфа Борецкая никогда не бывала в отдаленном Николо-Корельском монастыре, хотя и прекрасно знала о нем и преп. Евфимии. 

К 20-м гг. 15 века  преп. Евфимий уже многих карелов привел к вере. Особую любовь он смог привить к небесному покровителю монастыря - свт. Николаю Чудотворцу, как “доброму кормчему плавающих посреде пучин, треволнения морского уставляющаго”. Ведь основным промыслом корелов и лопарей была ловля рыбы. Среди икон Никольского храма был  почитаем образ Святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе, принадлежавший  основателю обители. С этим образом и связана дальнейшая жизнь монастыря.
 
В 1419 году на монастырь напали норвежцы, сожгли церковь и убили несколько монахов: «пришед мурмане воиною в 500 человек, в бусах и шнеках (бýса и шнéка — небольшие морские суда), и повоеваша в Варзуге погост Корельский, и в земли Заволочской погосты: в Неноксе, в Корельском монастырь святого Николы... три церкви сожгли, а христиан и черноризиц посекли» [22, с.411–412] 2).  Сорвав с иконы свт. Николая серебряную ризу, грабители бросили ее в море. Спустя некоторое время, она была обретена на морском берегу возле монастырского пепелища. Удивительно, но оставшиеся в живых насельники не покинули это место, а усердно молясь свт. Николаю, начали восстанавливать обитель, возрождение которой стало напрямую связано с вышеупомянутыми братьями.


Еще годом ранее, рассматривая владения своей матери,  юные братья Антоний и Феликс утонули в устье Северной Двины. На двенадцатые сутки их тела «не без чудесного указания и вседействующего Промысла» были вынесены на берег к тому месту, где ныне стоит монастырь. Они были погребены в обители. Марфа просила молиться в монастыре о своих скончавшихся сыновьях и пожертвовала значительные средства для возобновления церкви и келий. Над местом погребения своих сыновей она поставила деревянную часовню, в которой для поминовения были размещены  портреты братьев. В 1719 году над гробницами святых Антония и Феликса построен храм в честь Сретения Господня. 
 
Впоследствии Марфа посадница  также отдала Николо-Корельскому монастырю вотчины, сенокосные луга, тони и солеварницы. В ее завещательной грамоте значилось: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа, се аз раба Божия Марфа списах рукописание при своем животе, поставила есми церковь храм Святого Николы куплю мужа своего Филиппа на Лявле острове село, да в Конечных два села и по Малокурье пожни и рыбные ловища, а по церковной стороне и до Кудмы и вверх по Кудме и до озера и в Неноксе место засенником и дворища и полянка, а приказываю дом Святого Николы господину своему деверю Федору Григорьевичу и его детям и Лентею Обакумовичу, и зятю своему Офромею Василье-вичу, а то Бог послух и отец мой духовный игумен Василий Святого Спаса, а кто се рукописание преступит или порудит, а наши памяти залягут, сужюся с ним перед Богом в день страшного суда".
 

  Преподобный Евфимий скончался по одной версии в 1435 году, по другой - дата не известна. Возможно, это произошло во время разбоя монастыря. В 1901 году в "Архангельском Патерике" преподобного Евфимия Карельского ошибочно отож­дествили с другим святым - преподобным Евфимием Архангелогородским. Хронологический список русских святых, прославляемых всей Русскою Православною Церковью,  разделяет периоды их жизни: преподобный Евфимий Карельский  скончался в 1435 г., преподобный Евфимий Архангелогородский - около 1523 г.

7 апреля 2005 года в Никольском Соборе было совершено малое освящение нового придела во имя преподобного Евфимия и праведных Антония и Феликса Николо- Корельских - это первый престол в Русской Православной Церкви во имя этих святых. Их память совершается 18 апреля по старому стилю (1 мая по новому стилю).



Тро­парь, глас 4:
Бо­гу по­свя­тив се­бе, / да­ро­ва­ний ве­ли­их от То­го ис­пол­нив­ся, / мно­го­свет­лую за­рю воз­си­ял еси в пре­де­лех Бе­ло­мо­рия / откро­ве­ни­ем Бо­же­ст­вен­на­го ве­де­ния. / Пре­по­доб­ных лик укра­сил еси, от­че наш Ев­фи­мие, / мо­ли­ся с праведны­ми Ан­то­ни­ем и Фе­ли­к­сом // да­ро­ва­ти нам мир и ве­лию ми­лость.
Кон­дак, глас 5:
На зем­ли не­бес­не жи­тель­ст­вуя, / чис­то­ты и бла­го­че­стия об­раз по­ка­зал еси, Ев­фи­мие, / оби­тель быв Свя­то­му Ду­ху, / во стра­не по­лу­нощ­ней ино­ком оби­тель осно­вал еси, / яже мо­щи при­ят праведных Ан­то­ния и Фе­ли­к­са. / С ни­ми­же тя про­слав­ляюще, пре­по­доб­не, вос­пе­ва­ем: / ра­дуй­те­ся, от­цы все­че­ст­нии, // стра­ны по­мор­ския сла­во и утвер­жде­ние.
Мо­лит­ва
O пре­по­доб­не от­че наш Ев­фи­мие и двои­це свя­тая Ан­то­ние и Фе­ли­к­се, бе­ло­мор­ския зем­ли со­кро­ви­ще не­оску­де­вае­мое, Церк­ве Пра­во­слав­ныя ра­до­сте и по­хва­ле­ние, че­ло­ве­ков те­п­лое на Небесех пред­ста­тель­ст­во и за­сту­п­ле­ние! Ва­ми про­цве­те пус­тын­ная стра­на вскрай окиа­на мо­ря, воз­бла­го­ухав­ши доб­ро­де­тель­ми ду­хов­ны­ми, воз­дви­же­ся оби­тель ино­чес­кая в про­слав­ле­ние свя­та­го име­ни Гос­под­ня, воз­сия­ваю­щи всем свет ис­ти­ны Хри­сто­вы. Ве­ру­ем, яко пред­стоя­ще ны­не пре­сто­лу Ца­ря сла­вы и на­сла­ж­даю­ще­ся кра­со­ты Не­бес­ныя, не­усып­ным оком на­зи­рае­те нас, чад ва­ших, и по­пе­че­ни­ем сво­им не остав­ляе­те. Се­го ра­ди мо­лим вас, до­сто­бла­жен­нии: ис­про­си­те нам у бла­го­сер­да­го Вла­ды­ки и Гос­по­да про­свет­ле­ние ду­шам, и на путь прав­ды на­став­ле­ние, да крат­кое вре­мя жи­тия зем­на­го упо­тре­бим ко сво­е­му спа­се­нию: де­лы бла­ги­ми ис­пол­ним, по­кая­ни­ем обо­га­тим, сми­ре­ни­ем и кро­то­стию укра­сим: Бо­га и яже суть Бо­жия вы­ну взы­скую­ще и бла­го­угод­ная Ему все­гда тво­ря­ще, бе­гаю­ще же вся­ка­го не­чес­тия и тьмы стра­стей чу­ж­даю­ще­ся. Да воз­мут­ся от нас не­ве­рие и ма­ло­ду­шие, жес­то­ко­сер­дие, не­чув­ст­вие, тще­сла­вие, уны­ние, и вся зло­ухищ­ре­ния вра­жия: вся­кая же прав­да да при­бли­зит­ся нам, и ис­ти­на усво­ит­ся. Наи­па­че ис­про­си­те серд­цам на­шим дар люб­ве Хри­сто­вы, яже есть верх доб­ро­де­те­лей, да тою под­ра­жа­ния свя­тых спо­до­бим­ся, и при­ча­ст­ни­цы Бо­же­ст­вен­на­го све­та и сы­ны Цар­ст­вия явим­ся, иде­же вы по до­стоя­нию пре­бы­вае­те во сла­ве Все­свя­тыя Трои­цы, не­пре­стан­но вос­пе­ваю­ще с не­бес­ны­ми ли­ки От­ца, и Сы­на, и Свя­та­го Ду­ха, ны­не и при­сно, и во ве­ки ве­ков. Аминь.
Величание:
Убла­жа­ем вас, / свя­тии Ев­фи­мие, Ан­то­ние и Фе­лик­се, / и чтим свя­тую па­мять ва­шу, / на­став­ни­цы мо­на­хов, // и со­бе­сед­ни­цы ан­ге­лов.

Тропарь и кондак прп. Евфимию и прав. Антонию и Феликсу Николо-Корельским одобрены 4 февраля 2005 г. Преосвященным Тихоном, епископом Архангельским и Холмогорским, «Для богослужебного упо­требления в пределах града Северодвинска».

Видеофильм «Духовная обитель Беломорья»
http://www.dnkrus.ru/docdb/pokrov_08_2010.pdf
http://arhnik.narod.ru/history.htm
http://nikolo-korel.ru/books/liturgical/eaf_tr-kon-mol_ucs.htm
http://www.booksite.ru/fulltext/hri/sti/ans/tvo/3.htm
http://copy-www.novsu.ac.ru/chelo/9/lizun/lizun.htm
http://ippk.arkh-edu.ru/upload/iblock/206/monastyry_nashego_kraya.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий